Главная » программа художественно-эстетического направления "Конструирование и моделирование одежды"
Программа кружка «Конструирование и моделирование одежды».
 Педагог дополнительного образования Боголюбова Ольга Леонидовна.
 Срок реализации – 4 года. Возраст детей – 7- 15 лет.
 Пояснительная записка.
 Костюм, как произведение искусства, всегда отражал определённый этап развития культуры. Это сказывалось и в используемых при создании костюмов тканях, и в отделке, и в характере технологии выполнения аксессуаров. Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать её красивее, удобнее, породило моду. Выбирая новый костюм, каждый из нас стремиться раскрыть свою личность, преподнести себя в наилучшем виде и, оказывается, хочет того или не хочет, вовлечённым в моду. Ведь именно мода подсказывает, во что одеться, на какую модель обратить внимание. Современная мода отличается большим богатством идей и свободой выбора. Она не диктует, она создала для нас благоприятные «демократические» условия для такого выбора. Сегодня в моде ценится индивидуальность, умение приспособить новую идею конкретно для себя. Можно одеваться своеобразно, на свой лад.           
           Программа швейного кружка «Конструирование и моделирование одежды» модифицированная, составлена на основе авторской адаптированной программы «Костюм – язык социального общения» автор Л.А. Столпакова и программы «История костюма» автор Т. Вербах. Программа соединяет воедино сведения об историческом костюме и изучение технологии ручной и машинной обработки тканей, о кукле и о современной моде. Обучаемые, прошедшие полный курс обучения по программе, должны свободно ориентироваться в многообразии исторической одежды, в истории моды, воплощать теоретические знания в прикладном творчестве: выполнять эскизы костюмов, изготавливать сувениры, игрушки, вышивку и т.п. и как итог обучения – изготовление и показ собственного костюма (изделия).    
          По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса. Концепция программы.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

           В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи самобытной культуры России будущим поколениям. Рукоделие – это декоративно-прикладное искусство, которое является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений, отражением народного опыта воспитания. Обращение к народному искусству – это возможность возрождения в человеке чувства своей земли, связи со своим народом. Обучение, построенное на основе программы, способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
         Актуальность. Сегодня недостаточно дать детям только определённую сумму знаний – ведь им предстоит трудиться в стремительно обновляющемся мире. И необходимо с первых школьных лет прививать подрастающему поколению трудолюбие и умение творчески мыслить. Актуальность моей программы заключается в том, что незаслуженно утраченный интерес к различным видам декоративно – прикладного творчества, и особенно к рукоделию в последние годы стал возрождаться и снова становится увлечением многих людей. В современных условиях в некоторых семьях это является дополнительным источником пополнения бюджета семьи.
Приобщение учащихся к различным видам рукодельных работ – это и подготовка к будущей семейной жизни. Ведь основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку.
        Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она предлагает познакомить детей с историей костюма, моды через изобразительное искусство и прикладное творчество, т.е. через изготовление куклы, сувениров, панно и швейных изделий. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет. Курс обучения планируется на 4 учебных года и включает в себя теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в кружке тесно связана с народным искусством, поэтому обучающиеся знакомятся с историей игрушки, национальными традициями, народными промыслами.
          Программа предусматривает два уровня усвоения материала. 1 уровень (начальный) – приобретение основных знаний, умений и навыков рассчитан на детей 7 -11 лет; 2 уровень (основной) – творческое использование полученных знаний, умений и навыков рассчитан для детей 11 – 15 лет; Наличие двух уровней обуславливает индивидуальный подход к возможностям и потребностям ребёнка. Дети 7 – 11 лет часто не имеют представления о шитье, не могут даже вдеть нитку в иголку. Для таких детей и разработан начальный уровень программы «Конструирование и моделирование одежды». Учащиеся 11 – 15 лет, как правило, имеют элементарные навыки шитья. Также у подростков достаточно сформированы внимание, усидчивость, способность воспринимать и осмысливать сложную информацию, необходимые для освоения программы. Поэтому в исключительных случаях возможно зачисление наиболее подготовленных детей сразу в группы 3 – 4 года обучения (основной уровень).
           Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения.
          Цель программы:
- научить детей основам конструирования и моделирования, самостоятельно кроить и шить, знать технологию ручного и машинного шитья, развивать творческое воображение, воспитывать художественный и эстетический вкус.
Задачи:
 - знакомство с бытом, нравами и обычаями народов разных эпох;
 - освоение основ техники лоскутного шитья, вышивания, бисероплетения, изготовления игрушки и сувениров, изготовления национальных кукол;
– знакомство учащихся с традиционными народными ремеслами; - создание условий для осознанного профессионального самоопределения;
- развитие фантазии и художественного вкуса;
- приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материала к работе, стежки и строчки);
- формирование специальных знаний по предмету (основы конструирования и технологии швейных изделий, основы дизайна). Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач.
1. Обучающие задачи:
 - приобретение общих представлений о назначении одежды, ее классификации и стилях; требованиях к одежде;
- усвоение элементарных знаний об истории костюма;
- изучение размеров и пропорций человеческого тела и приобретение умения с помощью одежды корректировать свой внешний облик; - знание основ и овладение навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды;
- приобретение умения грациозно и свободно двигаться, демонстрируя модели одежды;
 - освоение способов создания и постановки показа коллекций одежды. 2. Воспитывающие задачи: - выработка адекватной самооценки; - приобщение к общечеловеческим ценностям;
- помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
 - воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать). 3. Развивающие задачи:
- развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
- совершенствование интеллектуального потенциала личности; - развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
- помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией;
- формирование правильной осанки. Отличие данной программы от школьных программ состоит в существенно большем объеме информации, знаний, умений и навыков, получаемых учащимися; в большей вариативности способов моделирования, конструирования и обработки изделий; в использовании новых технологий; в индивидуальном подходе к воспитанникам.
В данной программе не ставится задача превратить воспитанников в профессиональных портных или дизайнеров. Умение выражать себя в простом и простыми средствами – задача не менее творческая. Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей к различным видам рукоделия: вышивке, изготовление мягкой игрушки, одежды и сувениров, аппликации, моделированию. Срок и этапы реализации программы. Начальный уровень. 2 года обучения. Программа 1- 2 года обучения рассчитана на детей 7 -11 лет, не имеющих начальных знаний и умений по шитью. Обучаемые знакомятся с видами ручных работ, осваивают различные техники художественного исполнения, т.е. аппликацию, шитьё, вышивку простыми швами, крестом и т.п., для дальнейшего освоения программы «Конструирование и моделирования одежды».
 Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Обучаемые знакомятся с простейшими видами ручных швов («вперёд иголку», «вперёд иголку в два приёма», «через край» и т.п.). Учатся применять эти швы в вышивке («тамбурный», «стебельчатый» и т.д.). Знакомятся с видами ручной работы ( шитьё, вышивка, аппликация, изготовление сувениров, бисероплетение и т.п.). Изготавливают простейшие плоские игрушки, сувениры, поделки. Знакомятся с русскими обережными куклами. На основе одежды для куклы знакомятся с элементами конструирования и моделирования. В конце учебного года, как итог, изготавливают изделие несложной конструкции (мягкую игрушку, сувенир, панно, русскую игровую куклу и т.п.), по желанию обучающихся с применением знаний и умений полученных за первый год обучения.
Программа 2 года обучения рассчитана на 144 часа год, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Обучаемые продолжают знакомиться с технологией ручного труда. Отрабатывают навыки вышивки крестом. Изготавливают объемные игрушки из нескольких деталей. Продолжают знакомство с русскими обережными куклами. Изготавливают кукольную одежду с более усложнёнными элементами конструирования и моделирования одежды. В конце учебного года, как итог, изготавливают куклу, несложной конструкции в стилизованном национальном костюме (выбор модели по желанию обучающихся) или любое другое изделие с применением знаний и умений полученных за два года обучения (начальный уровень). Основной уровень. 2 года обучения.
 Программа 3 - 4 года обучения рассчитана на детей, полностью прошедших двухгодичный курс (начальный уровень) и хорошо освоивших разнообразные техники художественного исполнения, т.е. аппликацию, шитьё, вышивку и т.п. Программ 3 года обучения рассчитана на 144 часа в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Обучаемые знакомятся с историей костюма. В практической работе используются такие техники художественного исполнения, как лепка, папье – маше, аппликация, вышивка, закрепляют навыки работы с иглой, полученных на начальном уровне. Основываясь на теоретических знаниях и практических навыках, дети по собственным эскизам изготавливают куклу – образ. Тема оговаривается заранее и может варьироваться. Это может быть изготовление куклы, как в русском костюме – «Орловской губернии», «Вологодской губернии» и т.д., так в костюме определённой эпохи – «Средневековье», «Возрождение» и т.д., так и тема фантазия – «Знаки зодиака», «Карнавал», «Сказочные герои».
 Программа 4 - го года обучения рассчитана на 144 часа в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Программа предусматривает изготовление новогодних костюмов, согласно сценарию театрального кружка, индивидуальную творческую работу над костюмом, создание праздничного платья и показ моделей перед зрителями. В конце учебного года проводится защита творческих работ. Обучающиеся представляют костюм, разработанный по своему эскизу. Возможна работа группы над одной коллекцией, где за основу берётся один из видов рукоделия. Например: батик – тема «Гжель»; аппликация на ткани – тема «Хохлома»; золотое шитьё – тема «Русь Предполагаемые результаты. В процессе занятий в кружке накапливается практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. При работе над рекомендуемым изделием обучающиеся знакомятся с различными видами тканей, их свойствами, осваивают правила раскроя, пошива и оформления изделий. Формируя интерес к рукоделию, добиваемся умения доводить начатое дело до конца. Словарь обучающихся обогащается новыми понятиями, которые они чаще употребляют в своей речи. Совершенствуются коммуникативные навыки: обучающиеся учатся помогать друг другу, общаться в ходе работы, изготавливать коллективные работы.
Начальный уровень .
 1-год обучения. - овладеть основными приёмами и техникой различных видов рукоделия;
 - получить знания о вышивке, шитье, бисере, аппликации; - соблюдать технику безопасности труда; - знать простейшие виды ручных швов, применять их в изготовлении изделий;
 - изготавливать простейшие плоские игрушки; - уметь изготавливать несложные в исполнении сувениры;
- изготавливать изделия с бисером несложной конструкции; - иметь начальное представление о конструировании и моделировании на примере кукольной одежды;
 - развивать самостоятельность и самоконтроль (доводить начатое дело до конца); - развивать общую координацию и мелкую моторику пальцев рук.
2 – год обучения.
- должен знать историю и технологию изготовления мягкой игрушки;
- должен уметь правильно выкраивать, соединять и оформлять изделие;
 - подбирать материал, соблюдать технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
- самостоятельно изготавливать мягкую игрушку, создавая разнообразные выразительные образы.
- проявлять аккуратность, бережливость, самостоятельность, фантазию, эстетический и художественный вкус при изготовлении мягкой игрушки, сувениров и т.д.;
- сформировать у младших школьников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать основу для дальнейшего знакомства и обучения детей в кружке «Конструирование и моделирование одежды».
Основной уровень.
3-й год обучения.
- дети имеют общие представления об историческом костюме;
 - воспитанники имеют представление об особенностях русского народного костюма ,знают и уважают традиции своего народа;
- обучающиеся владеют основными навыками ручной работы( умение пользоваться иглой, техника вышивки крестом, гладью, техника бисерного низания );
 - самостоятельно владеть техникой изготовления мягкой игрушки;
- уметь самостоятельно изготавливать более сложные модели игрушек.
 - воспитанники могут самостоятельно раскроить и сшить изделие по выкройке;
- у детей сформированы моторные навыки, глазомер и точность движений.
 - у обучающихся развиты: усидчивость, терпение, аккуратность;
- подростки активно участвуют в различных творческих конкурсах;
 4-й год обучения.
 -обучающиеся знакомы с пропорциями тела человека;
- воспитанники могут построить чертеж, самостоятельно раскроить и сшить изделие по выкройке из журнала мод;
провести примерку;
 - дети могут самостоятельно сшить простое плечевое (топ, платье) или поясное (юбка, брюки) изделие, а также плечевое изделие с рукавами;
 - обучающиеся знают различные варианты обработки основных узлов изделий;
- воспитанники имеют представление об основах конструирования;
 - обучающиеся могут самостоятельно моделировать и конструировать простые изделия,
 - подростки обладают высоким художественным вкусом, чувством прекрасного, творческим воображением;
 Формы подведения итогов и оценка результатов.
 Для качественного усвоения программы с каждым обучающимся ведётся индивидуальная работа по обработке выполнения технических операций и приёмов. Каждая работа наглядно показывает возможность обучающегося. С каждым ребёнком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход, все удачи поощряются, все недочёты тактично и мягко исправляются. В качестве формы контроля знаний применяется опрос. В конце учебного года на итоговом занятии каждый обучаемый представляет свою творческую работу. В конце учебного года проводится защита творческих работ. Дети 1-го и 2-го года выполняют творческий проект. Обучаемые 3 года представляют на выставку куклу в историческом костюме. В конце 4 года обучения на показе перед зрителями представляют костюм, разработанный по своему эскизу. Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оцениваются работы обучающихся на различных уровнях обучения: - начальный уровень (1 и 2 годы обучения) – аккуратность, чёткость выполнения задания; - основной уровень (3 и 4 годы обучения) – аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм. Итоги работы подводятся в конце учебного года. Формами оценки качества работы могут быть самооценка, коллективное обсуждение, мини – выставки, творческий проект и др. Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках – городских, районных, персональных. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
 Методы и формы обучения.
 Для реализации программы швейного кружка используются следующие принципы обучения:
· наглядность;
· доступность;
· работа от простого к сложному;
 · систематичность и последовательность;
· активность и самостоятельность;
 · воспитание нравственных и эстетических чувств;
· прочное усвоение знаний, умений и навыков;
 · учёт индивидуальных способностей.
 
Методы обучения, используемые на занятиях:
 · иллюстративно-рецептивный (беседа, просмотр литературы, небольшие лекции по отдельным темам); · репродуктивный( копирование элементов традиционного орнамента, выполнение обработки основных узлов); · групповой (разработка коллективных работ); · исследовательский( подготовка и разработка индивидуальных проектов с последующей защитой и показом). Работа по созданию и развитию коллектива.
На занятиях кружка дети учатся жить и работать в коллективе, для этого создаются все условия.
Дети в кружке разновозрастные, что является идеальным вариантом обучения. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, т.к. здесь царит лад, согласие, порядок и дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение : более умелые и знающие охотно помогают младшим освоить какой- либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи: "Из рук - в руки", что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию.
Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и проведение их в кружке.